Совершенный вестибулярный аппарат? Координация движений, отвага, летные навыки? Забудьте. Как сообщает WallaNews, последние израильские исследования показали: все это вовсе не самое главное, чтобы быть хорошим пилотом. А что главнее?
В исследовании Университета Ариэля в Самарии приняли участие 177 израильских пилотов пассажирских лайнеров. Они сами и анализировали личностные и профессиональные характеристики, которые, по их мнению, необходимы хорошему пилоту.
Следует отметить, что интерес к подобного рода исследованиям во всем мире в последнее время резко возрос. Но большинство исследователей фокусируют внимание на двигательных навыках и умении летать. В Израиле же, как рассказала руководитель исследований, Хадасса Литман-Овадия, сосредоточились на межличностных отношениях в рамках так называемой «позитивной психологии». В этом смысле исследование можно считать первым в своем роде. И вот, что получилось.
Храбрость ничто, самоконтроль - все
Большинство израильских пилотов – выходцы из ВВС. Тем удивительнее результат: на первое место пилоты ставят не летное мастерство, реакцию или координацию движений, а осторожность, самоконтроль, социальный интеллект, честность суждений и лидерство. Последнее особенно важно для капитанов воздушных судов, тогда как для вторых пилотов на первом месте находятся терпение и трудолюбие.
"Это показывает, что пилоты лучше, чем кто-либо другой, понимают: задача военного и гражданского летчика в корне отличаются, - говорит Литман-Овадия. – Если для военных важно выполнить боевую задачу любой ценой, то для гражданских летчиков на первое место выступает безопасность полета изо дня в день".
Что же летные навыки? Их значение снижается по мере все более полной автоматизации самого процесса полета. Хотя скажем честно: в критической ситуации мы бы все-таки предпочли, чтобы наша жизнь оказалась в руках человека, который действительно умеет пилотировать лайнер, а не просто нажимать кнопки, настраивая и перенастраивая автоматические системы контроля.
Но даже в критической ситуации речь идет не о действиях одного человека, а о действиях экипажа. Поэтому и здесь на первый план выходят межличностные характеристики: лидерские качества и умение действовать в команде, умение сформировать команду, участники которой постоянно меняются.
Читайте также
"Анализ некоторых летных происшествий показывает фатальное значение неслаженных действий в команде, - говорит психолог. – еще страшнее – отсутствие интеллектуальной частности и готовности отстаивать свое мнение. Так одной из причин одной из недавних авиакатастроф стало то, что второй пилот заметил проблемы с двигателем, но не стал говорить об этом командиру экипажа, в отношениях с которым у него были проблемы".
Авиационные власти США и Австралии уже выразили интерес к результатам израильских исследований. В любом случае, интересно узнать, что современный хороший пилот – это совсем не тот кинематографический персонаж, которого мы еще недавно себе представляли.
Эяль Шапира
Оригинал статьи