Правильно составленное ресторанное меню поможет тебе легко выбрать то, что выгодно хозяевам ресторана. Перечислим способы.
1. Они ограничивают твои возможности!
Составители ресторанных меню часто используют то, что называется "парадоксом выбора". Чем больше вариантов у тебя есть, тем сильнее ты нервничаешь и боишься ошибиться. Вроде бы твердо собирался есть заливную рыбу, и вот уже не можешь выбрать между бараньим боком, пудингом и чем-то, чье название ты и прочесть-то не можешь. Лучшим числом для количества блюд в каждой категории (салаты, горячее и т.д), чтобы свести тебя с ума, считается 7. "Когда в меню много позиций, человек обычно выбирает то, что уже заказывал раньше, — говорит Грегг Рапп, инженер меню более чем с 30-летним стажем. — В принципе, нет ничего зазорного в том, чтобы заказать знакомое блюдо. Но задача правильно составленного меню — вынудить клиента попробовать что-то хоть немного отличное от привычного и, разумеется, более дорогое".
2. Они фотографируют еду!
Привлекательно сфотографированное блюдо в меню покупают в три раза чаще, говорит Грегг Рапп. (Вспомни это, когда будешь загружать фото в Tinder! И нет, мы не имеем в виду, что нужно загружать туда фотографии омлета, который ты сам приготовил на днях.) Ученые в Университете Айовы провели исследование: студенты, которым показывали аппетитное фото салата, практически всегда заказывали салат на обед. Особенно хорошо это работает, если ты голоден. Этим приемом, кстати, часто пользуются рестораны быстрого питания.
3. Они играют с ценами!
В меню никогда не указывают цену в привычном виде — "100 крон". Там будет написано просто "100". Мозг, не увидев привычных рублей, долларов, евро или за что ты там привык есть, расслабляется и позволяет тебе потратить больше. "Это, в конце концов, только цифры. Эх, один раз живем!" — думает мозг, и ты просишь повторить луковые кольца под сливочным соусом с орешками кациуса.
Ну и, разумеется, прием про "9,99" ты знаешь. Эта цена кажется мозгу куда более приемлемой, чем неподъемное "10"!
Если ты обратишь внимание, цены в меню располагаются не в столбик, а под названиями блюд. Сделано это для того, чтобы твой взгляд скользил по меню, а в голове не мелькало тревожное: "Птифур по 75! А можно было дома макарон сварить!"
4. Они обманывают твой здравый смысл!
Еще один фокус — размещать в начале меню дорогую позицию. Например, если ты увидел лобстера за 900, то стейк за 450 уже не покажется тебе дорогим. При этом у тебя подсознательно появится чувство, что то, что ты ешь, высшего качества. Скажи спасибо своему мозгу: это он связывает количество потраченных денег и чувство удовлетворения. В Калифорнийском университете провели исследование: одной группе предложили блюда за 4 доллара, а другой — за 8. При том что это была идентичная еда, участникам второй группы она понравилась больше.
5. Они привлекают твое внимание!
Как и в супермаркетах, наиболее выгодные с точки зрения продаж товары кладут на уровне глаз покупателей, так и в ресторанах меню делается таким способом. Первым делом человек бросает взгляд в правый верхний угол листа, поэтому там всегда располагаются блюда, которые ресторан хочет продать. В левом верхнем углу — салаты и закуски. Туда твой взгляд переместится во вторую очередь. Другой прием — визуально выделить блюда, которые нужно продать, от прочих наименований меню — например, поместить в рамку или отделить пустым пространством.
6. Они пользуются цветотерапией!
Различные цвета оказывают разное воздействие на твою психику и помогают мотивировать тебя. Например, считается, что красный цвет усиливает аппетит, а желтый привлекает внимание. Поэтому это два самых популярных цвета в брендинге ресторанной промышленности.
Читайте также
7. Они используют нейролингвистическое программирование!
Подробные описания блюд повышают продажи на 30 процентов. Чем больше информации получает клиент, тем оправданнее кажется ему та сумма, которую он платит. Так, например, "стейк рибай" превращается в "стейк рибай из мраморной говядины зернового откорма на свободном выпасе". В эксперименте, проведенном Корнельским университетом, двум группам людей давали одно и то же вино. Первой сообщали, что вино из Северной Дакоты, а вторым — что из Калифорнии. Люди из второй группы, считавшие, что пьют более дорогое вино, заказывали на 12 процентов больше. Эпитеты "фермерский", "из местных продуктов", "экологический" или, упаси боже, "локаворский" увеличивают ценность блюда в глазах потребителей. Эта стратегия стала настолько популярной, что в некоторых штатах США даже был принят закон, что владелец магазина обязан сообщать клиентам правду о том, где были выращены продукты.
8. Они вызывают у тебя ностальгию
Вкус еды может вызвать воспоминания о детстве, и этим бессовестно пользуются рестораны, апеллируя к твоим чувствам семьи, традиций и даже патриотизму. Поэтому, когда в следующий раз будешь заказывать "бабушкин яблочный пирог", отдавай себе отчет, что это лишь маркетинговый ход.
Семен Шрайк