"...Ты лежишь здесь, а я лежу с другим, но мне согревает душу твой плащ, на котором я лежу, потому что я по-прежнему люблю тебя…"
Надпись была оставлена в погребальной пещере более двух тысяч лет назад. Сделала ее возлюбленная мудреца по имени Аполлофанес, главы общины сидонян в древнем городе Мореша, который располагался на тех же холмах, что и более поздний город Бейт-Гуврин. То есть, недалеко от пересечения 35 и 38 шоссе на территории нынешнего Израиля, примерно на полпути из Бейт-Шемеша в Кирьят-Гат.
Правил мудрец хорошо, народ его чтил. А умер он так. Его возлюбленная - на 40 лет моложе его - так была ему предана, что никто в городе не мог уговорить ее выйти замуж сверстника, чтобы иметь нормальную семью и детей. Единственным человеком, которого она послушала, оказался сам Аполлофанес. Но сердце его не выдержало разлуки с возлюбленной, он скончался, и его похоронили.
А вскоре из его погребальной пещеры начал раздаваться зловещий стук. Мертвый Аполлофанес оказался ревнивее живого. И тогда горожане уговорили девушку зайти к нему в склеп и успокоить его. Так появилась надпись в пещере, которую иногда называют «музыкальной», потому что на стенах ее изображены музыканты, - в знак того, что в бытность градоправителем Аполлофанес много внимания уделял развлечению горожан.
Помимо этого стены пещеры разрисованы веселыми зверюшками как существующими, так и выдуманными. Причем, существующие иногда выглядят еще более странно, чем мифологические.
И это далеко не все, что можно рассказать про эту пещеру. А на территории археологического парка Бейт-Гуврин таких мест десятки. Недаром он стал одним из восьми израильских туристических объектов, включенных в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Насколько интересен туристам Бейт-Гуврин, можно судить по субботней статистике новостных сайтов, - куда и сколько израильтян ездили отдыхать. Бейт-Гуврин неизменно занимает первые строчки рейтингов, хотя осмотр его сопряжен с известными трудностями. Летом там очень жарко, а надо много ходить пешком.
И это вам не Кейсария, где вас обдувает морской ветерок. Но люди едут сюда. Хотя от жары иногда трудно слушать то, что рассказывает гид.
С гидом нам повезло. Это была авторская экскурсия Марка Галесника, организованная при поддержке сети автозаправочных станций Sonol. Поэт, юморист и драматург, редактор журнала "Бесэдер?" Марк Галесник, как оказалось, еще и сотрудничает с компанией Sonol в качестве экскурсовода. Вместе с блогом "Ботинок" компания разработала проект "100 мест в Израиле, которые вы обязаны посетить". Экскурсия в Бейт-Гуврин была юбилейной, сотой.
Так вот, когда слушаешь гида и одновременно страдаешь от жары (пещеры Бейт-Гуврина от нее не очень-то спасали), то очень хорошо начинаешь понимать, какой суровой была жизнь среди этих раскаленных камней в античные времена, когда еще не придумали ни вентилятора ни кондиционера.
Но под влиянием рассказанной Марком Галесником любовной истории в душу закрадывалось сомнение. Не преувеличиваем ли мы "суровость" наших предков? Если они находили возможность уделять столько внимания таким нежным чувствам, то, может быть, они сумели наладить здесь жизнь, которая и нам показалась бы сносной.
Вот это и есть самый интересный вопрос, на который отвечает Бейт-Гуврин: как им это удалось? Какими технологиями владели эти инженеры до нашей эры?
Мы ходили от развалин древнего города Мореша к огромными "колокольным" пещерам (их можно принять за одно из природных чудес, - если не знать, что они - дело рук человека), оттуда на развалины римской виллы, затем к пещере-колумбарию, к старинной маслодавильне, - это лишь часть того, чем гордится Бейт-Гуврин. Хорошо поддающийся обработке мягкий известняк здешних скал - вот источник здешнего процветания. Легко добывать, легко строить: вынул грунт - осталась емкость для сбора дождевой воды.
Емкости соединялись между собой, образуя единую систему водоснабжения, сложность которой поражает и сейчас. А где вода, там жизнь, местность считалась исключительно плодородной.
История этих краев, как ее изложил наш гид, сводилась к тому, что вот сумели люди наладить сносную жизнь. А потом приходили люди с оружием, начинали у них что-то требовать и не получив желаемого, все разрушали.
Вот город Мореша, который упоминается еще в книге Иисуса Навина. Входил в надел колена Иегуды. В пору вавилонского пленения сюда пришли идумеи (эдомитяне), за ними сидонцы, - эта народность родом из Ливана, и при греках евреи окончательно стали здесь меньшинством. Земля эта, конечно, наша, но надо понимать, что здешняя история - это не только история евреев.
Город Мореша процветал. Здесь была своя промзона. Маслодавильни производили до 300 тонн оливкового масла в год. Еще там было более 60 колумбариев, а слово колумбарий в те времена означало не то, что сейчас. Оно означало - голубятня. Голубей употребляли в пищу, эта птица кошерная. Самый большой здешний колумбарий был рассчитан минимум на 2000 гнезд, - настоящая птицефабрика.
А урны с прахом в колумбариях не размещали, не в обычае здесь было сжигать умерших. Для них делали такие пещеры-склепы, как у Аполлофанеса. Вот только рисунки зверей, которых мы видели в этой пещере - не совсем настоящие. В 1902 году раскопки здесь производил ирландский археолог Роберт Макалистер. Когда раскопки свернули, пещеру навестили еврейские ортодоксы, очень решительно настроенные, и богомерзкие изображение стерли. К счастью, Макалистер успел все зарисовать, и недавно их восстановили.
В 113 году до нашей эры Александр Янай разрушил Морешу за отказ его жителей принимать иудаизм. Возможно, было и еще за что: во время восстания Маккавеев в городе был греческий штаб. Но жизнь из этих мест не ушла, просто ее центр сместился на соседний холм - в город Бейт-Гуврин, он же Бетогабрия, он же Элевтерополис, он же Бетгибеллин. Город, процветал, контролируя дорогу на Иерусалим. Император Веспасиан захватил его и уничтожил 10 тысяч его жителей. Но в 200 году нашей эры другой римский император Септимий Север дает Бейт-Гуврину статус "свободного города", и вновь расцвет. Город становится центром огромной провинции от Мертвого до Средиземного моря. В целом этот уникальный наземно-подземный комплекс просуществовал непрерывно более 800 лет!