Международный саммит по безопасности туризма: дело о 5 триллионах
Фото: tourism.zahav.ru
Международный саммит по безопасности туризма: дело о 5 триллионах

По ходу конференции-саммита один из выступающих насмешил собравшихся в зале иерусалимской гостиницы "Инбаль" таким сравнением. "Все боятся акул, - сказал он. - Допустим, их стоит бояться, они убивают, в среднем, в год во всем мире 75 человек. Но при этом никто не боится кокосов. Тогда как кокосы убивают каждый год 150 человек, не вовремя оказавшихся под кокосовой пальмой".

 

Хотя в русском Интернете это сравнение акул с кокосами уже почти мем, на участников конференции оно произвело впечатление. Потому что хорошо демонстрировало главную мысль, которая обсуждалась на прошлой неделе в Иерусалиме: опасность террора, страх террора, позиционирование террора в СМИ и социальных сетях - это разные понятия. И на туризм они влияют по-разному. 

В туристической отрасли все немного нетипично. Начиная с состава собравшихся на этом саммите. "Гранды мирового туризма", "ведущие игроки на рынке туристических услуг" - звучит гордо. Но означает явно нечто другое, чем, скажем, "гранды автомобильной отрасли". Там понятно - гиганты-автопроизводители, определяющие политику автомобилестроения. А здесь? В туристической отрасли таких нет, она децентрализована и развивается спонтанно. Ну не UNWTO (Всемирная туристическая организация при ООН) же формирует туристические потоки? Есть очень масштабные сетевые структуры вроде сайта TripAdvisor, который обрабатывает чуть ли не десятую часть всех туристических услуг. Но они лишь посредники. Что может повлиять на рынок туризма в глобальном масштабе, на самом деле, не совсем понятно.

 

Террор может. Ибо прошли те благословенные (для кого-то) времена, когда он касался лишь нескольких стран, остальные узнавали о нем лишь из новостей в телевизоре. Теперь он затронул все страны, даже самые благополучные. И в зале саммита, проходившего под эгидой израильского министерства туризма, собрались, скажем так, ведущие специалисты по туризму и специалисты по безопасности, чтобы обсудить, чем рост террора чреват для мирового туризма.

 

Дело нешуточное. Общий объем отрасли в денежном выражении составляет 5.3 триллиона долларов. Примерно треть рынка услуг и 10 процентов от валового продукта. Столько человечество тратит на путешествия. И если все это рухнет...

Но пока, вроде бы, к этому не идет. Один из парадоксов, на который обратили внимание все: несмотря на рост террора, туризм тоже растет. Во многом, за счет китайских туристов. Это видно на глаз любому, кто путешествовал в последние годы по Европе. Действительно, первое место по числу туристических прибытий (статистика туризма использует именно это понятие) занимает Китай. Воздуха окружающего китайские туристы боятся и носят маски, а вот террора - как-то не очень. Может быть, поэтому на саммите Китай почти не был представлен. Как позже рассказал управляющий директор по странам Азии, Африки и Ближнего Востока компании Dragon Trail Interactive Рой Графф, потоком своих туристов Китайские власти управляют централизовано. И этот поток может стать очень сильным дипломатическим и экономическим оружием в случае кризисов. В этом случае с ростом туризма еще кто его знает, как обернется. 

Но пока туристическая отрасль стабильно растет на 6-7 процентов в год, что в три раза превышает рост мировой экономики в целом. С чего и начал свой доклад бригадный генерал запаса Ави Бнаягу, бывший пресс-секретарь ЦАХАЛа, а ныне - генеральный директор и владелец консалтинговой фирмы, связанной с вопросами туризма.

Ави Бнаягу: "Израиль может защитить туристов от террора"

 

Более того. Туризм растет и в тех странах, которые во всех рейтингах фигурируют как опасные с точки зрения террора. В том числе, и в Израиле. В то время, как после резонансных терактов в европейских столицах туризм снижался на десятки процентов (эффект, хоть и кратковременный, но ощутимый), в Израиле он стабильно растет, и в этом году превысил цифру 3 миллиона человек.

Чем это можно объяснить? Ави Бнаягу предположил две причины. Первая - та, что, поскольку террор стал повсеместным, среднестатистический турист решает: раз уж от террористов все равно не спрячешься, даже дома, поеду-ка я туда, где с ним, по крайней мере, умеют бороться. Израиль в этом смысле вне конкуренции. Постоянная готовность к террору сказалась. Как взаимодействовать в экстренной ситуации с полицией, пожарным службами экстренной помощи, у нас знает любой владелец отеля, чем далеко не все страны могут похвастать. 

Вторая причина хитрее. Террор - это театр. Террористам важен психологический эффект от их действий, то, как это будет отражено в СМИ. И если теракт, не дай Бог, произошел, для СМИ, с точки зрения рейтинга, выигрышнее всего смаковать его подробности в максимально апокалиптическом ключе, "под скорбную музыку". Никто не может им запретить так делать. Но в израильских СМИ сложился другой подход - установка на то, что нормальная повседневная жизнь продолжается, несмотря ни на что. В том же Иерусалиме даже в самые трудные дни, скажем, второй интифады кафе были заполнены, кинотеатры не пустовали, пассажиры продолжали ездить в общественном транспорте. Это мешает террористам нарисовать так называемую "картинку победы", что, во многом, лишает теракты смысла и демотивирует террористов. 

О том же говорил генеральный директор израильского министерства туризма Амир Галеви. Хотя СМИ традиционно уделяют террору максимальное внимание, опасность террора, хоть и растет, но в реальных масштабах пока не стала значительнее других опасностей, связанных с туризмом: опасность ДТП, уличной преступности, стихийных бедствий и эпидемий. И среднестатистический турист этот реальный масштаб опасности чувствует очень хорошо. И ему гораздо важнее то, что по Тель-Авиву туристы могут свободно гулять в любое время дня и ночи. 

Израиль безопасен, - подтвердил вице-президент сайта TripAdvisor, которым пользуются 455 миллионов человек. А директор Иерусалимского департамента туризма Иланит Малькиор раскрыла секрет: "Мы удалили политику из бренда "Иерусалим", и поток туристов к нам вырос".

При этом попытки повлиять на поведение туристов грозными официальными предупреждениями дают непредсказуемый результат. Тот же Ави Бнаягу немного обескуражено признал, что все предупреждения об опасности поездок израильтян на Синай, где террористические атаки происходят регулярно, закончились полным провалом. Синай полон израильтян. Но позже другой выступающий - генеральный директор международного консалтингового агентства IPK International Рольф Д. Фрейтаг рассказал о ситуации в Турции: в определенный период поток туристов из Израиля и европейских стран там резко упал. И это несмотря на то, что в Турции не было терактов.

Рольф Фрейтаг: "Учить туристов бояться только реальной опасности"

 

Рольф Фрейтаг обратил внимание на еще один парадокс: террор в туризме - это террор "черных лебедей". Так называют события, которые не произошли, но если бы они произошли, это было бы страшно... Таким событием, к примеру, могла бы стать атака 11 сентября. Проблема в том, что ущерб от таких событий не сводится только к жертвам и разрушениям. Расходы на их предотвращение - тоже ущерб и весьма значительный. И если, благодаря принятым мерам, мегатеракта в месте скопления туристов не произойдет, многие сочтут эти деньги потраченными впустую. Но бывают опасности мнимые или несоразмерно преувеличенные. Ущерб репутации той или иной страны в глазах туристов - тоже ущерб. "Надо учить туристов не бояться призраков", - заключил он свою лекцию.

Та же мысль прозвучала и в выступлении главы департамента регионального туризма OECD Аллена Дюперайса. Поскольку туризмом занимается, в основном, мелкий бизнес, первую скрипку должен играть не он сам, а регуляторы. Власти раскрученных туристических городов должны разработать какой-то общий инструментарий по предотвращению спада туризма. 

И туристов, как считает руководитель отдела по связям с общественностью UNWTO Дирк Глессер, - нужно готовить к тому, чтобы они в любой стране знали, куда обращаться за помощью в случае теракта или если гипотетическая опасность теракта станет реальной. С другой стороны, следует разработать "ребрендинг" кризисных событий, чтобы туристы не впадали в панику от сообщений СМИ.  

Дирк Глессер: "Нужен ребрендинг кризисных явлений"

 

Так постепенно дискуссия сместилась от вопросов влияния террора на туризм к вопросам правильного освещения террористических атак в СМИ. В чем многие из присутствующих более компетентны, в силу специфики своей работы. Поскольку, с террором пока многое неясно. А вот всплески Интернет-траффика в моменты кризисов, которые продемонстрировала представитель Google Мор Шлезингер, выглядели очень эффектно. Как выяснилось, многие на саммите представляли фирмы, которые разрабатывают свои собственные системы кризисного оповещения туристов, и воспользовались трибуной отеля "Инбаль", чтобы рассказать о них. "Обеспечение безопасности - это тоже бизнес, который следует развивать", - высказался по этому поводу руководитель объединения израильского объединения туроператоров Йоси Фаттаэль.

Честно говоря, ощущение некоей разбросанности по темам во время дискуссии иногда возникало. Но, с другой стороны, конференция в Иерусалиме была первой, а значит, "пристрелочной". И трудно было ожидать, что трем десяткам докладчиков (выступления продолжались два полных дня) сходу удастся сосредоточиться на самых ключевых вопросах так, чтобы можно было выпустить итоговый документ под грифом "Следует немедленно..."

Отель "Инбаль"

 

Но многие особенности и парадоксы нынешней ситуации в мировом туризме, обсудить удалось, что само по себе и интересно, и полезно.

Вадим Найман

Фото автора

Comments system Cackle
Загрузка...