Расшифрован самый загадочный свиток Мертвого моря
Фото: WallaNews
Расшифрован самый загадочный свиток Мертвого моря

В Израиле расшифровали последний из двух свитков Мертвого моря, которые до сих пор не поддавались расшифровке. Как сообщает WallaNews, свиток был разбит на такие мелкие фрагменты, что собирать их пришлось целый год, даже непонятно было, один там свиток или два. 

Напомним, что свитки Мертвого моря впервые нашли в Кумранских пещерах на побережье Мертвого моря в 1947 году. Согласно легенде, схожей с теми, какими обычно шифруют свою деятельность контрабандисты, эти свитки нашел молодой бедуин-пастух, спустившийся в пещеру в поисках овцы.

С 1947 года было найдено 900 фрагментов, выполненных древней иудейской сектой. Тексты IV века до нашей эры писались на пергаменте и папирусе на древнееврейском и арамейском языках. Автор текстов точно неизвестен, но предполагается, что он принадлежал к секте ессеев - ортодоксальных иудеев, которые расходились во взглядах с религиозным истеблишментом времен Второго Храма, отчего их преследовали, и они сочли за лучшее удалиться от Иерусалима и жить в пещерах.

Тексты содержат как бытовые записи - о покупках хлеба, фруктов и вина, - так и религиозные истории. Поскольку это самый ранний письменный источник библейских сюжетов, многие считают свитки самым древним экземпляров Ветхого Завета.

Леон Леви, с любезного разрешения Управления дневностей Израиля

 

Расшифровкой предпоследнего из свитков занимались ученые Хайфского университета, доктор Ашбель Рацон и профессор Йонатан Бен-Дов. Фрагментов было больше 60, некоторые из них были по площади меньше 1 квадратного сантиметра. Помимо этого они были зашифрованы особой тайнописью, владеть которой могли только посвященные. Результат работы ученых был опубликован в "Журнале библейской литературы".

Как оказалось, свиток рассказывал о календаре, который использовала секта, а также название дней, обозначавших границы между временами года. Речь идет об уникальном 364-дневном календаре ессеев, который отличался от официально принятого тогда у иудеев лунного календаря. "Лунный календарь требует слишком много человеческих решений и наблюдений за фазами луны, - говорит профессор Бен-Дов. - По сравнению с этим календарь ессеев был почти идеален".

Леон Леви, с любезного разрешения Управления древностей Израиля

 

Содержание записей хорошо стыкуется с тем фактом, что у ессеев были разногласия с Иерусалимом по поводу дат религиозных праздников. В частности, там отмечен "день первых плодов", который должен был отмечаться через 50 дней после Песаха. Видимо, речь идет о современном празднике Шавуот. Помимо этого в свитках упоминается ивритское слово "ткуфа", которое обозначает календарный период. С таким словоупотреблением у ессеев ученые ранее не сталкивались.  

В рукописях также был обнаружен почерк второго автора, который исправлял ошибки первого, который был, видимо, лидером секты, и оставлял комментарии. 

Фото: Леон Леви, с любезного разрешения Управления дневностей Израиля

 

"Свиток написан секретным письмом, но его содержание было общеизвестно, его не было необходимости скрывать, - говорят ученые. - В этом свитке мы можем найти много слов и фраз, которые появляются позже в Мишне, что снова подтверждает неразрывную связь современных евреев с теми, кто жил здесь во времена Второго Храма".

Йоав Этиэль

Оригинал статьи

Comments system Cackle