Пугающая правда о лоукостах: от усталости пилоты спят в полете
Фото: Getty Images
Пугающая правда о лоукостах: от усталости пилоты спят в полете

В понедельник, 23 октября, газета Liberation публикует расследование ситуации в авиакомпании Ryanair. В сентябре и октябре 2017 года крупнейший европейский лоукостер отменил 2100 рейсов из-за "ошибки с планированием отпусков пилотов". Тогда же стало известно о массовых увольнениях командиров корабля из компании по собственному желанию. В интервью Liberation сотрудники Ryanair рассказали газете, что покидают лоукостер из-за повышенной нагрузки и плохих условий труда. 

"Адрес места встречи приходит мне в WhatsApp в последнюю минуту. Мы встречаемся с бортпроводниками Ryanair в скромной резиденции, расположенной около бельгийского аэропорта. Только внимательно рассмотрев меня из окна, сотрудники авиакомпании открывают мне дверь. Перед интервью бортпроводники снова просят поменять в репортаже их имена и не раскрывать ни детали их карьеры, ни то, где именно они живут», — так начинает свое расследование газета Liberation. Как уточняет журналист, в контрактах сотрудников лоукостера запрещены любые контакты с прессой. В случае, если сотрудника подозревают в нарушении этого правила, его могут вызвать в Дублин для проведения разъяснительной беседы. 

Как пишет Liberation, сотрудники авиакомпании решили заговорить с прессой после массовой отмены рейсов осенью 2017 года. Тогда пилоты отказались менять график отпусков и дополнительно увеличивать рабочую нагрузку. "Так как глава Ryanair Майкл О’Лири выступает против любого участия сотрудников в жизни компании, бортпроводники и пилоты долго молчали. Но теперь для сотрудников Ryanair отмены рейсов стали лишь первым этапом в защите своих прав — они хотят добиться создания в компании ячейки профсоюза, первого в истории Ryanair", — пишет газета.

Фото: Getty Images

 

"Когда мы не летаем, нам не платят" 

В своем расследовании Liberation приводит интервью одного из стюардов авиакомпании. "Мой обычный день начинается в четыре часа утра. Я должен быть в аэропорту в 5:35 для прохождения предполетного брифинга. Обычно он должен проходить в специально оборудованном зале, но в аэропорту Брюсселя мы проводим его на борту самолета. У компании нет офисов в столице Бельгии", — приводит издание слова бортпроводника. 

"Уже в шесть утра мы начинаем работу по посадке пассажиров на борт. Но двигатели самолета запускают лишь в 6:30, и платить нам начинают только с этого момента. Как только турбины выключают, компания перестает оплачивать нашу работу. Получается, что в день я совершаю четыре перелета и работаю 12 часов, но деньги получаю только за восемь с половиной. Если из-за поломки мы проводим время на земле, мне тоже не платят", — цитирует Liberation стюарда Ryanair.

Как отмечает газета, бортпроводники также недовольны тем, что Ryanair требует от них увеличить продажи товаров на борту. По информации Liberation, каждые шесть месяцев Ryanair отправляет членам экипажа сравнение продаж на их рейсах со средними показателями по компании. Для тех, чьи показатели отстают от необходимых, компания организует дополнительные тренинги. Как рассказали сотрудники Ryanair газете, от них требуют наизусть заучивать название товаров и акции. "Однажды мне позвонили во время отпуска и попросили назвать список товаров, продающихся со скидкой", — рассказала бортпроводница газете Liberation

В Ryanair в ответ на запрос Liberation ответили, члены экипажа могут зарабатывать до 40 000 евро в год, то есть около 3300 евро в месяц. Но при этом, по информации газеты, в месяц стюарды лоукостера даже при повышенной нагрузке получают около 1300 евро. Liberation связывает это с тем, что часть членов экипажа Ryanair на самом деле часто работает в другой компании — Crewlink. Эта организация со штаб-квартирой в Дублине предоставляет услуги Ryanair. По информации газеты, при этом ее сотрудники получают в разы меньше, чем те, кого авиакомпания нанимает напрямую. 

Как пишет Liberation, пилоты авиакомпании также жалуются на условия труда. "Из-за экономии авиакомпании на наземных сервисах нам приходится самим забираться на лестницу и открывать клапаны для заправки самолета керосином", — приводит газета слова одного из пилотов, который пожелал остаться анонимным. 

По информации газеты, командиры бортов авиакомпании летают около 900 часов в год, то есть максимально разрешенное законом время. Их коллеги из Air France же редко летают больше 700 часов. "В результате в конце рабочей недели чувствуется усталость. Из-за этого мы засыпаем в кабине во время полета, несмотря на то, что на коротких перелетах это делать запрещено", — рассказал один из командиров Ryanair французской газете. По его словам, на фоне таких нагрузок пилоты увольняются по собственному желанию настолько часто, что даже не успевают устраивать прощальные вечеринки своим коллегам.

При этом, хотя компания и платит пилотам от 55 до 155 евро в час в зависимости от стажа, попытки Ryanair сэкономить коснулись и их. "Из-за политики компании нам приходится самим платить за бейджи для входа в аэропорт, за парковку, за обязательные медицинские проверки и даже за специальный жилет, в котором мы совершаем проверку самолета перед взлетом", — уточнил пилот в интервью Liberation.

Фото: Getty Images

 

Работа в Брюсселе, контракт — в Ирландии 

Как пишет газета, авиакомпания также пытается сэкономить на налогах. Несмотря на то, что сотрудники лоукостера, с которыми удалось поговорить газете Liberation, являются резидентами Бельгии, их контракты заключены в Дублине и регулируются ирландским правом. Это позволяет компании не платить часть сборов. 

По информации Liberation, компания заключает контракты в Дублине и со своими сотрудниками во Франции. Как уточняет газета, хотя в 2014 году апелляционный суд Экс-Ан-Прованса на юге Франции признал такую практику незаконной и приговорил компанию к штрафу в размере 8,3 миллионов евро, Ryanair продолжил пользоваться этой схемой. По информации газеты, прокуратура уже начала новое расследование в отношении авиакомпании за то же нарушение. 

При этом, как пишет Liberation, для сотрудников авиакомпании заключение ирландского контракта означает не только лишение ряда социальных гарантий, но и необходимость летать в Дублин для получения больничного. Как утверждает газета, из-за этого сотрудники авиакомпании предпочитают работают даже во время болезни. "Беседа, которую сотрудникам приходится проходить в случае пропуска работы, занимает полдня вместе с перелетом. При этом такая поездка не считается рабочим временем и не оплачивается компанией", — сообщает газета.

Comments system Cackle