Крах Monarch Airlines - гвоздь в крышку гроба модели лоукоста?
Фото: Wikipedia
Крах Monarch Airlines - гвоздь в крышку гроба модели лоукоста?

Авиакомпания Monarch Airlines объявила о прекращении полетов и начале процедуры банкротства. Как сообщает WallaNews, 300 тысяч билетов на все рейсы компании в один миг оказались недействительны. Могли ли пассажиры это предвидеть, и не следует ли им корить себя за то, что, погнавшись за дешевизной, связались с лоукостом?

Беда случилась в понедельник утром. У Monarch Airlines  отозвали лицензию за долги. Одних только британских граждан за границей застряло 110 тысяч. Британское правительство уже заверило, что сделает все, чтобы скорее вернуть их домой и наняло для этой цели 30 самолетов. У самой авиакомпании было 34 самолета. Она работает с 1967 года, годовой пассажиропоток 5.7 миллионов человек, 2500 служащих.

Фото: Wikipedia

 

К Израилю это событие имеет самое непосредственное отношение: самолеты авиакомпании летали из Тель-Авива в Лондон (Лутон) и Манчестер и Мюнхен, а также зимой летала (и намеревалась летать далее) из Лондона в Эйлат. Никаких гарантий пассажирам на случай отмены рейсов не дает. Специфика имевшейся у нее лицензии ATOL предусматривала защиту только 5 процентов пассажиров, которые приобрели отпускные пакеты.

Впрочем, бизнес авиаперевозок не терпит пустоты. British Airways уже выразила заинтересованность в приобретении слотов Monarch Airlines. То есть, возить пассажиров будет кому, на этот счет можно не беспокоиться. Тревожит, что это не первый случай. Monarch Airlines, а до этого российская VIM AVIA (с арестом руководства), а до того - AIR BERLIN, которую сейчас по кусочкам приобретает Lufthansa... Не означает ли это, что модель лоукоста, которая радовала нас в последние годы, оказалась несостоятельна? И нам надо крепко подумать прежде, чем покупать билеты на очередной воздушный автобус?

Не подлежит сомнению: благодаря выходу на рынок таких компаний-лоукостов, как Ryanair, EasyJet, WizzAir, полеты стали доступнее. Иногда доходило до парадоксов. Основатель WizzAir, посетив Израиль, заявил, что не исключает того, что цена какой-то категории билетов снизится вообще до нуля.

"Наша прибыль составляет 0,03 евро за место на километр", - сообщил он.

На резонный вопрос: а за счет чего тогда живет авиакомпания-лоукост, он ответил: отказ от излишеств в полете (это общеизвестно), дешевые аэропорты вместо дорогих, дешевые слоты вместо дорогих (неудобное время вылета и прилета). Помимо этого - высокая оперативная точность выполнения полетов. Это в данном случае означает не пунктуальность, а продуманную логистику, когда самолет простаивает на земле минимально возможное время, тут же отправляясь в новый полет, она у лоукостов составляет 95-98 процентов. Еще - дешевые экипажи (часто из восточноевропейских и азиатских стран), субсидии от городов, который нуждаются в развитии туризма. И, наконец, продажа полных туристических пакетов - Эйлат тому отличный пример. 

Все вышеперечисленные пункты, из которых вытекает прибыль лоукостов, очень уязвимы. В сущности, это означает, что у лоукостов нет ни малейших резервов. Подорожание топлива, забастовки или погодные неурядицы (вспомним извержение исландского вулкана), какой-нибудь брекзит... Все это, что для обычной авиакомпании всего лишь неприятность, для лоукоста может сыграть роковую роль. 

Monarch Airlines не была на 100 процентов лоукостом. Но в значительной степени, и все это относится к ней. Как предполагают аналитики, причиной ее краха стала ее "отпускная ориентация", поскольку львиную долю пассажиропотока ей обеспечивали рейсы в Египет, Тунис и Турцию. Резкое ухудшение ситуации с безопасностью в этих странах привело к тому, что туристы отвернулись от них. Выдержать этот удар авиакомпания не смогла. Такое может случиться с каждым.

Есть и другая причина. Первые годы лоукосты работали на контрасте с "грандами" авиаперевозок. Но те присмотрелись... И поняли, что завести сегмент лоукоста им, в сущности, ничто не мешает. И начали экспансию на рынок дешевых авиаперевозок, создавая себе дочерние компании. Пример - El-Al с дочерней Sun d`Or, которая сейчас договаривается еще о приобретении Israir. Для пассажиров - хорошо, но по лоукостам это удар. 

Но если "грандам" удастся разделаться с лоукостами, пассажирам уже не будет так хорошо. И мы не сможем летать из Тель-Авива в Эйдховен на Transavia дешевле, чем в Эйлат. 

В чем вывод? Плоды революции в области цен на авиаперевозки должны быть сохранены. Поэтому да здравствуют лоукосты. Но пример Monarch Airlines показывает, чем мы рискуем, приобретая дешевый билет. У этой авиакомпании на момент краха даже не оказалось полномочного представителя в Израиле. И пострадавшим израильским авиапассажирам приходится звонить в Лондон.  

Йоси Фишер, эксперт в области туризма и авиации 

Оригинал статьи 

Источник: tourism.zahav.ru
Comments system Cackle