О реформе "Открытое небо", которую можно смело назвать революцией в сфере авиаперелетов, сказано немало хороших слов. Благодаря инициативе министра транспорта, при планировании отпуска израильтяне сегодня прежде всего рассматривают возможность улететь за границу по той простой причине, что отдых в Израиле намного дороже.
И речь даже не о гостиницах, чья дороговизна уже давно не удивляет. До гостиницы, к примеру, на южном курорте Израиля — Эйлате, еще надо добраться, и тут всплывает удивительный факт: если долететь до курортов ближнего зарубежья — Кипр и Греция — можно менее чем за 100 долларов, то перелет из Тель-Авива в Эйлат, продолжительностью менее часа, стоит около 200 долларов.
На внутренней линии в Эйлат действуют две израильские авиакомпании — Arkia и Israir, между которыми практически не существует конкуренции. В 2016 году из аэропортов Бен-Гурион и Сде Дов в Эйлат вылетели 1,4 миллиона пассажиров, почти миллион из которых воспользовались услугами авиаперевозчика Arkia.
Читайте также
Высокие цены на внутренней линии объясняются исключительно аппетитом перевозчиков, потому что — в отличие от международных рейсов — на внутренних рейсах Управление авиации субсидирует работу низкими сборами. К примеру, посадочные сборы самолета Embraer 195 составляют около 600 шекелей, а лайнера Airbus 320 — 830 шекеля. Оба этих самолета находятся в парке авиаперевозчика Arkia. Для сравнения, на международных рейсах сборы для Airbus достигают 8-9 тысяч долларов. Стоимость парковки лайнера в аэропорту обходится для внутренних рейсов менее 40 шекелей в день, за услуги разгрузки багажа израильские компании не платят вообще. Поэтому можно сказать однозначно, что высокая стоимость билетов является производной отсутствия конкуренции на внутренних линиях.
В 2010 году на линии Бен-Гурион — Эйлат начала действовать авиакомпания El-Al, что немедленно сказалось на уровне конкуренции. Перевозчик предлагал два рейса в день по цене от 99 до 250 шекелей за билет, Arkiaи Israirотреагировали немедленно, выйдя с мероприятиями. Полная цена полета в 2010 года составляла почти 360 шекелей в одну сторону, и с тех пор цена практически не изменилась, несмотря на снижение цен на топливо.
В сентябре 2013 года El-Alпрекратила полеты на внутренних линиях, причем конкуренты утверждали, что сделано это было из-за отсутствия выгоды. В El-Alотвергли эти обвинения и предложили министру транспорта объявить "Открытое небо" и на внутренних линиях.
Конкуренцию полетам в Эйлат могла бы составить и железнодорожная ветка, соединяющая южный курорт и центр страны, но этот вариант на данном этапе выглядит более сказочным, чем теоретическим.
Олег Каль