Из литературы мы знаем, что пилоты всегда стараются обойти грозовой фронт стороной. А если не получилось обойти, и в самолет ударила молния, что тогда? Лучше всего спросить об этом у профессионального летчика. Вот, что пишет пилот гражданской авиации Патрик Смит, автор книги "Говорит командир корабля. Вопросы, ответы и наблюдения опытного пилота":
"Самолеты страдают от ударов молнии чаще, чем вы можете себе представить: в среднем молния попадает в один лайнер раз в два года. И этот факт учитывается при их проектировании. Все продумано: молния не проходит через салон, поджаривая на электричестве пассажиров, она разряжается через алюминиевую обшивку самолета — прекрасный проводник электричества.
Крайне редко происходит внешнее повреждение (поверхностное или сквозное) или небольшое повреждение электрических систем самолета — как правило, молния почти не оставляет следа.
Читайте также
Бывают, конечно, и исключения. В 1963 году из-за удара молнии взорвалось крыло самолета Boeing 707 компании Pan Am, летевшего над штатом Мэриленд. Впоследствии Федеральное управление гражданской авиации США приняло ряд предохранительных мер, включая изменение конфигурации топливного бака и установку электрических разрядников по всему борту.
В 1993 году я был командиром экипажа на 37-местном самолете, в нос которого ударила молния от крошечного грозового облака. Что мы почувствовали и услышали? Еле заметную вспышку и едва различимый толчок. Аварийные огни не зажигались, генераторы не отключались. Со вторым пилотом у нас состоялся такой диалог: "Это что было?" — "Не знаю". (Пожимает плечами.) — "Молния?" — "Может быть". Механики впоследствии обнаружили черное пятнышко в передней части фюзеляжа".